Плавание и здоровье ребенка

В наше время проблема здоровья детей приобретает особое значение. Несмотря на достижения современной цивилизации растет заболеваемость детей во всем мире!

К числу основных негативных влияний современной цивилизации на здоровье можно отнести следующие:

  • недостаточный уровень двигательной активности;
  • несбалансированное и избыточное питание;
  • загрязнение окружающей среды;
  • нарушение режима учебы/отдыха.

Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) с самого детства является крайне важным элементом воспитания ребенка. Здоровый образ жизни способствует укреплению здоровья, профилактике различных заболеваний, развивает стремление к улучшению качества жизни, включающего интеллектуальную, социальную, духовную и физическую составляющие.

Закаливание организма является важнейшим компонентом ЗОЖ.

Закаливание – это система мероприятий, направленная на повышение устойчивости организма к влияниям внешней среды.  Роль закаливания особенно велика для детей. Существуют несколько основных факторов закаливания: солнце, воздух и вода. Сегодня мы остановимся на водной среде и поговорим о пользе занятий плаванием.

Плавание – один из самых эффективных способов физического воспитания и формирования здорового образа жизни ребенка.  Лечебное воздействие плавания известно с древних времен. В системе физического воспитания плавание является одним из самых действенных средств укрепления здоровья детей и занимает первое место среди других видов оздоровительной деятельности.

Физические свойства воды резко отличаются от свойств воздушной среды, обычной для человека и предъявляют организму иные требования. Занятия в водной среде вызывают положительные изменения в деятельности организма. Оздоровительная роль плавания по сравнению с другими видами физических упражнений заключается в разнообразном воздействии воды на организм, которое связано с физическими, термическими, химическими и механическими свойствами воды.

Давайте разберемся как же занятия в воде влияют на наш организм.

  • в горизонтальном положении тела в воде сердцу не приходится преодолевать гидростатическое давление крови, поэтому оно выполняет меньший объем работы;
  • пребывая в состоянии гидростатической невесомости, воздействие массы тела на выполнение движений ослаблено, что снижает нагрузку с сердечной мышцы;
  • ритмичное сокращение больших и малых групп мышц в сочетании с быстрым и глубоким дыханием приводит к улучшению кровообращения;
  • форсированное дыхание, давление воды на венозные сосуды, отсутствие статического напряжения способствуют облегчению притока венозной крови к сердцу
  • благодаря занятиям плаванием сердечная мышца укрепляется, кровеносные сосуды делаются эластичнее, артериальное давление снижается

Сердечно – сосудистая система.

Дыхательная система. Плавание предъявляет большие требования к дыхательной системе. Объясняется это следующими особенностями:

  • интенсивностью мышечной работы при плавании, которая требует усиленного дыхания;
  • затрудненным выдохом, который выполняется в более плотную среду (плотность воды в 800 раз выше плотности воздуха);
  • затрудненным вдохом, который выполняется при давлении воды на грудную клетку

При правильных и постоянных занятиях плаванием у ребенка постепенно развивается грудная клетка, в процессе дыхания в воде участвуют самые отдаленные участки легких, укрепляются и тренируются дыхательные мышцы, что является прекрасным средством профилактики легочных заболеваний.

Опорно – двигательный аппарат. В воде тело ребенка находится в состоянии гидростатической невесомости. Это разгружает опорно – двигательный аппарат от давления на него веса тела (компрессионной нагрузки), создает условия для корректировки нарушений осанки, восстановления двигательных функций, полученных вследствие травм. В работе участвуют все основные группы мышц, равномерно распределяя нагрузку. В воде движения выполняются плавно, с большой амплитудой, без давления массы тела на опорно – двигательный аппарат, что исключает риск получения травм и стимулирует рост тела в длину.

Выталкивающая сила воды создает благоприятные условия для занятий детям с избыточным весом. Ребенок сможет выполнять те движения, которые на суше вызывали у него большие затруднения.

Нервная система.  Гидростатическое давление воды как «иглотерапия» воздействует на точки и зоны, которые связаны с нервными окончаниями, улучшая работу внутренних органов. Это повышает обмен веществ, облегчает кровоток, укрепляет нервную систему. У детей улучшается сон и аппетит!

Обмен веществ. Повышенная теплоотдача в воде активизирует обмен веществ в организме, поэтому при занятиях плаванием расходуется больше энергии (Ккал), чем на суше. Этот фактор можно использовать для снижения веса тела, для поддержания оптимального соотношения мышечной и жировой ткани.  Теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза чем у воздуха.  При занятиях плаванием температура воды всегда ниже температуры тела ребенка, поэтому при нахождении в воде, его тело отдает на 50 – 80% тепла больше, чем на воздухе.

Воздействие на кожу. Плавание способствует улучшению кожного дыхания, очищению кожи от пыли, очищению потовых и сальных желез. Тактильные и температурные рецепторы кожи подвергаются интенсивному раздражению во время занятий в воде.

Вестибулярный аппарат. Состояние тела в воде можно сравнить с состоянием тела в невесомости. Поэтому занятия плаванием повышают устойчивость вестибулярного аппарата, улучшают чувство равновесия.

Устойчивость организма к температурным колебаниям. Плавание повышает сопротивляемость организма к воздействию температурных колебаний, закаляет организм ребенка, развивая стойкость организма к простудным заболеваниям.

Психические процессы. Занятия плаванием требуют внимания и сосредоточенности, которые, в свою очередь, усиливают проявление других познавательных способностей – концентрация, устойчивость и подвижность восприятия.

Морально – волевые качества. Среди основных волевых качеств и черт спортивного характера пловца выделяют целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность, смелость, выдержку, самообладание, требовательность к себе, уверенность в своих силах, способность к мобилизации.

Таким образом, плавание оказывает комплексное влияние на развитие организма ребенка и формирует предпосылки для развития морально – волевых качеств личности ребенка.

Обращаем внимание родителей, что оздоровительного эффекта от занятий плаванием можно добиться только при соблюдении базового принципа физического воспитания – принципа систематичности. Только регулярные и систематичные тренировки в воде смогут обеспечить оздоровительный эффект. Мы рекомендуем детям посещать тренировки в бассейне 2-3 раза в неделю!